Рекламно-информационный журнал
“Строительные материалы”
г-же С.Ю. Горегляд
Современный рынок строительных материалов значительно расширился и предлагает потребителю самые разнообразные продукты, реагируя таким образом на потребности строительной индустрии. Так начиналась статья в одном из номеров журнала «Строительные материалы» и так должно быть. Однако эти слова принадлежат господину К.Бонеману, президенту фирмы WERHANN (Германия) и , как мне кажется, они абсолютно не подходят для нашей российской действительности. Я думаю, что именно рынок строительных материалов тащит за собой строительную индустрию.
При отсутствии единого координационного центра, каким был Госстрой, и практически «убитой» строительной науки материалы (кровельные, утеплительные, стеновые, отделочные и т.д.), строительные технологии без всякого разбора стали поставляться из-за рубежа. Да и зачем тратить деньги на свои исследования, на свои конструкционные решения, на внедрение уже изобретенного, зачем модернизировать свои заводы строительных материалов, машиностроительные предприятия и т.д., когда можно получить деньги, проталкивая тот или иной зарубежный материал или проект. К сожалению, со времен начала перестройки и до сих пор эта тенденция не меняется.
В результате мы имеем следующее: мы имеем массу технологий со всего мира, которые не прошли никаких научных экспертиз, но зато подкреплены псевдонаучной рекламой. Как поведут себя здания и сооружения в условиях нашего климата, можно ли в них жить и работать, не теряя своего здоровья, как ремонтировать уже начинаюшие разрушаться “новые дома”, никто не задумы-вался.
- мы имеем устаревшую базу оборудования, которую невозможно обновить машиностроительной продукцией России, потому что это прошлый век;
- мы имеем, а точнее не имеем молодых, грамотных специалистов, потому что учебные заведения строительного профиля из-за отсутствия должного финансирования выпускают кого угодно, только не специалистов строителей или специалистов строительных материалов;
- мы имеем государственные стандарты, строительные нормы, правила инструкции, разработанные 20-30 лет назад;- мы имеем загнанную в тупик отрасль производства “традиционных” строительных материалов.
Просматривая литературу по строительной тематике, можно определить, что на сегодня производство силикатного кирпича не в чести. Реклама и статьи о керамическом кирпиче, о различных бетонных конструкциях, о фанерных и пенополистирольных домиках, о ячеистых бетонах во много раз привосходят скудные сведения о силикатном кириче. Министерство регионального развития изучает опыт США по строительству каркасно-щитовых домов, хотя в нашей стране этот опыт может использован весьма ограниченно. В Ставрополье малоэтажные дома строят из бруса и пенобетона. Широко распространены при строительстве трехслойные стены из железобетона, утеплителя и кирпича. На Нижегородской ярмарке 2009 года было представлено большое количество проектов строительства домов из различных бетонных “пирогов” и “бутербродов” с пенополистиролом, из ориентированно – стружечных плит и т.д. Я сторонник того, что различных строительных материалов должно быть много и что сам человек должен выбрать, ориентируясь на свои возможности, где и как ему жить и работать. Однако не специалист не может иметь достаточной информации для принятия правильного решения. Он не знает, что комиссия ООО по правам человека не рекомендует строить тюрьмы из железобетона, потому что в тюрьме человек должен лишиться свободы, а не здоровья. И, потому, обыватель не читал статью С.И. Хвостенкова в журнале СМ (№ 11 2008г.) “Актуальные проблемы производства и применения силикатного кирпича в России”, где сказано следующее: “ Наиболее оправданной конструкцией наружных стен является трехслойная стена, состоящая из несущей кирпичной кладки толщиной 250 – 380 мм, ячеисто – бетонных блоков и отделки снаружи сайдингом или другим материалом. Кирипичная часть стены является несущей и обеспечивает надежное соединение с железобетонными плитами перекрытий. Массивная часть стены повышает тепловую изоляцию наружной стены и, следовательно, нивелирует перепад температуры в помещении в течение суток. Такая конструкция в течение суток отвечает в наибольшей степени требованиям прочности и надежности здания, тепловой комфортности жилья и экономичности строительства.
К сожалению, это один из немногих примеров популяризации нашей продукции. Негативных статей гораздо больше. В одиночку мы не можем вести широкомасштабное продвижение силикатного кирпича на строительный рынок, а какого-либо научного центра по нашему профилю, который давал бы рекомендации заводским специалистам, потенциальным инвесторам, органам государственного управления, в России больше не существует. Вот мы и варимся в собственном соку, а объединиться хотя бы с этой целью не хотим, считая друг друга конкурентами.
Об устаревшей строительной документации на страницах журнала СМ говорилось много, но воз и ныне там. Мы и Ярославский силикатный завод столкнулись с этой проблемой, начав выпускать силикатные блоки (камни) крупных размеров. Ни в каких ГОСТах и СНиПах, рекомендациях.
нет таких строительных материалов. В Белоруссии правительство дало задание АП “Белпроект” разработать “Рекомендации по подбору перспективных типоразмеров силикатных камней, производимых Михановичским заводом для строительства зданий”, с чем он успешно справился и даже рекомендовал дополнить ряд государственных стандартов. У нас только Научно-Исследовательский Институт Строительной Физики (НИИСФ) и Центральный Научно-Исследовательский Институт Строительных Конструкций (ЦНИИСК) им.Кучеренко взялись за огромные деньги разработать минимально необходимую документацию. На разработку рекомендаций и чертежей с использованием стеновых силикатных блоков требуется еще 4,5 – 5,0 млн.рублей. Так будет с каждым предприятием, которое пойдет по нашему пути, потому что все документы разработаны для наших блоков.
Принимая решение о покупке штампов и преформ для прессования блоков, мы столкнулись с проблемой выбора геомертических размеров. Суть ее в том, что в России не существует узаконенного ГОСТом размерного ряда строительных материалов. В результате нам пришлось выдумывать размеры блоков или использовать немецкие. Это общестроительная проблема, но кто ее будет решать в наше время, непонятно.
Кто-то очень умный сказал: “Если архитектура – это застывшая музы-ка, то кирпичи – это ее ноты и следует позаботиться ,чтобы они не зазвучали фальшиво”.
Во многих регионах России в том числе и в Нижегородской области “традиционные” строительные материалы и особенно силикатный кирпич признаются руководством регионов как материалы, не имеющие перспективы. Я считаю, что силикатчики России не использовали еще и половины европейского опыта применения строительных материалов. В книге “КS – Маurer – fibel” J. Wessig 1992г. издания показаны 42 типа силикатных изделий (кирпичей и блоков). Самый большой из них имеет размеры 100х300х499мм. На сегодня возможности прессов производства ведущих фирм Германии значительно расширены. В Германии накоплен огромный опыт строительства из силикатных изделий. Я считаю, что важнейшей задачей на сегодня является внедрение опыта немецких строителей, их технологий в наш российский строительный рынок. Так в результате использования силикатного кирпича большого формата, время кладки сокращается на 1/3 при ручной кладке, а при применении механизмов для кладки кирпича- даже до половины времени по сравнению с обычной кладкой. При этом следует учитывать, что расход раствора сокращается в три раза. Проведенные нами расчеты подтверждают выводы С.И. Хвостенкова , а ранее П.Н. Хавкина , что самое дешевое, добротное, экологичное жилье при малоэтажном строительстве из силикатного кирпича и еще дешевле из силикатных блоков. Добиться понимания этого строителями, проектантами, административными структурами – это вторая
наша наиважнейшая задача.
Мы должны отдать должное руководству журнала “Строительные материалы” за то, что они помогают нам встретиться, пытаются сплотить нас, организовывая подобные семинары.
А нам всем нужно понять, что у нас масса проблем и никто за нас их решать не будет.
Директор
ООО “Силикатстрой” Н.В.Сомов